Необитаемая Патагония. Передано через спутник. Одиночество у берега. Особенности зимнего яхтобыта, как веревки становятся палками, а техника замерзает. Растяжки и водопады, пещерные юнги и математика.

Странные они, эти 18 последних дней в нашей экспедиции. Вроде идем среди берегов, на ночь на якорь встаем, а ни с кем, кроме самих себя не взаимодействуем. Ну, гудки проплывающим навстречу редким рыбацким корабликам да отголоски позывных в рацию не в счет. Раньше любое наше путешествие вдоль берега означало какой-то контакт с аборигенами либо яхтсменами. Здесь же нет ни тех ни других. Берега абсолютно необитаемы, сезон зимний, посему нет и редких яхтсменов. Мало таких, как мы отмороженных, поистине мало.

Кто бы сказал мне год назад, что я зимой по фьордам буду к Магелланову проливу пробираться, в жизни бы не поверила. Ну летом еще ладно, но зимой! Знаем мы зимы на 55 градусе.

Патагония

На самом деле, все не так ужасно, зима здесь существенно мягче, чем в Сибири. Уже пару недель ниже нуля только ночью, днем градуса 2 тепла. Африка, чо. Что не мешает нам гонять обогреватель целый день. Выключаем около полуночи, вход закладывакем специальными подушками, на стеклах псевдо-вторые рамы из пищевой пленки, а к 9 утра в яранге плюс 5-7.

Потрясающее дело привычка. Из тепла даже недельный зимний поход на яхте смотрится каким-то экстримом, а тут. Ведь у нас уже более полугода зима, из них 4 месяца была зима зеленая, а теперь третий месяц зима -белая. Плюс 3 недели Антарктиды. Не помню, когда носки снимала, так и сплю в них. Есть 2 костюма, как у Тома Сойера. Комплект для дня и для ночи, типа пижама. Махровые носки, штаны с начесом и спательная, как говорит юнга, тельняшка. Для улицы резиновые сапоги, непром, на который по причине его старости и оттого водопроницаемости надета веселенькая ядовито-желтая куртка а-ля привет от шпалоукладчика.

Что еще для полноты картины? Ночью читаю книгу с айпада, так вот, если заснуть, а потом проснуться и решить читнуть пару страниц, айпад берешь под одеяло к телу, минут на 15, и такой холод от него! Если не разогреть телом, через пару страниц сядет. Даже технике неохота в плюс 6 пахать. Но зато поверхность моря за ночь больше не замерзает, значит, не ниже минус пяти температуры. В лодке все время присутствует несколько складское ощущение. То уличная одежда сушится повсюду, то одеяла и подушки, ибо если каждый день кровать аккуратно заправлять, отсыреет. А так живенько, конечно, зато сухо.

На 18 день, сегодня, съели последнюю тыкву. Из свежих овощей осталась морковка, лук и чеснок, полкочана капусты и две свеклы. С фруктами получше еще есть яблоки, апельсины, мандарины и лимоны. Недели на две точно хватит. Хотя уже через неделю должны прийти в Пунта-Аренас, чилийский город на берегу Магелланова пролива. Стоять там, говорят, очень плохо. Сильные приливные течения, стоянка открыта всем ветрам. Но где наша не пропадала, дней 5 протянем, дела решим, и дальше, уже в океан. А впрочем, чего я все про быт да про быт. Тут красотища такая на этих стоянках!

Из неспокойного места в проливе уходили спокойно. Правда, веревки за ночь прикинулись палками, очень комично. Если сделать лицо пострашнее, смотришься Шерлоком Холмсом, разгибающим согнутую злодеем кочергу. Первый раз замерзли и шкоты тоже. Но это неважно ни геную, ни стаксель ставить пока не приходится, ветер-то встречный. Перешли 25 миль в еще один длинный фьорд по имени Сено Оказион. На входе решили выйти на связь, вдруг среди высоких гор спутник снова заплутает и не добьет до нас.

Сеанс состоялся раза с пятого, комментариев нам береговой штаб не шлет, занят наверно. Письма от мамы есть, это славно. Идем под сень скалистого берега острова Огненная Земля, это снова он, главный остров архипелага, только с другой стороны. Живности стало меньше, редко-редко попадется стая котиков. Они здесь совсем не любопытны, даже головы из воды не поднимут, только пузо да пара плавников-рук торчит. Покрутятся с боку на бок, и весь сказ. Появились утки с красными клювами, которые на поверку оказались полярными гусями. Но это мы выяснили уже в Калета Брекнок, бухте, носящей одно имя с каналом, по которому сейчас идем.

В самом конце фьорда налево симпатичный закуток. Следы присутствия людей спускаются в воду плавучими веревками. Одна из них настолько длинная, что сначала мы привязались кормой прямо к ней, а не к нашему канату. Но после поменяли веревку, чужой канат не проходил в клюз, а так просто оставлять его капитан не хотел, об крепеж солнечной панели трется. Мы с Ладуней после привязки собрались в поход. Со скалистых стен гирляндами висят и стоят сосульки, некоторые сантиметров 70.

ПатагонияПока вяжем канат, стараемся из не задеть, чтобы не обрушилась вся колоннада нам за шиворот. А потому, пока капитан что-то мозгует-колдует у якоря, мы отгребаем к водопаду. Широкий ручей невысоко, но мощно и красиво обрушивается в бухту из-под кривых замшелых стволов. А дальше высокая скала, обсаженная ни дать ни взять вертикальным газоном, ну, такие еще в больших городах на стенах домов делают всякие заграничные ландшафтные дизайнеры. А их за это в журналах потом публикуют. Короче, местные дизайнеры всех тех городских знаете на чем вертели? Ну, переплюнули, словом. Даже капитан проникся, когда мы его сюда притащили.

А за стеной и водопадом в бухту впадает речка, но призывный гудок капитана и Леди Мэри не дал нам ее исследовать самостоятельно, пришлось возвращаться, заводить еще пару веревок, а потом всей командой плыть на чаепитие к той самой речке. Обидно, что она началась порогами, через которые наш тяжелый тузик, конечно, можно перетащить, но пару часов в один конец убить придется. Да и водица холодная, неохота в нее бултыхаться. А вот после порогов начинается тихое русло, и если верить карте, течет речка из ледникового озера.

Патагония

Наутро на отходе обнаружили, что этот мощный выступ горы омывается с другой стороны еще одной рекой, в устье которой пороги отсутствуют. Наверно, в нее-то и можно было войти на веслах. Но мы уже об этом не узнаем.

Следующим переходом капитан пугал нас предыдущие три дня, ибо из 25 миль 15 идут по открытой воде, что означает зыбь с Тихого океана, усиленную мелкотой на шельфе. Но к счастью, ветер почти улегся, и даже на время стал дуть не в нос, а в бок, и мы проскочили открытые места, почти не навредив здоровью экипажа. Да, все переходы здесь моторные и парусно-моторные. Грот на третьем рифе, помогает немного. Ветра, даже если в прогнозе штиль, могут неожиданно свистнуть узлов до 45, это штормовые 9 баллов, а потом вмиг выключиться, будто их и не было. .. .. Вчера пришли в бухту Калета Луис. Все бы хорошо, только, гадство, пасмурно. А сегодня и вовсе дождь сыплет весь день. И в этой пасмурности не так видно чудо. Чудеса природы, изгибы ландшафта, прибрежные скалы сливаются в одно пятно. Даже юнга, высунув нос из рубки в момент якорения сказала. Что-то все эти бухты мне уже кажутся однообразными.

ПатагонияЗато перед закатом солнышко пару раз просияло от радости, увидев нас, и красота была зачтена. Я даже догребла до ручья с очередным оочень маленьким водопадиком. Нашла возле него пещеру под корнями старого дерева, изгибов и ковров стелющихся растений. Пол устлан мягким мхом, на входе сосульки до земли, а арка оторочена неведомым нашей корабельной науке оранжевым мхом, что стелется по поверхности сухих травинок и веточек.

Короче, сегодня, несмотря на дождь, мы с юнгой все-таки исследовали и пещеру и окрестности водопада, вымокли, попили чаю, попрыгали по рифам, вымочили перчатки, и юнга еще свалилась в ручей. Не сильно, руками только. И очень комично вопила:

• Люди, спасите!

Так у нее это получается, что сразу и не разберешь, то ли игра такая, то ли правда на помощь зовет. Ну, я рядом всегда, руку дала, растерла, чаем полили для сугреву, потом пару глотков внутрь, и порядок.

Патагония

Вечером шлифанули все математикой, скоро в нашей Русской Географической Школе 1 сентября, надо догонять. А завтра опять подъем по тревоге. Следующие 25 миль в сторону Магелланова пролива. Пишите нам! Всем добрых приключений!.

Следить за экспедицией в реальном времени можно на нашем сайте во вкладке Маршрут, там, благодаря компании АО «МВС Телеком», пишется трек нашего перехода от Иридиум. Карта с треком и деталями также доступна по ссылке bit.ly/iridium360