три великих мыса

Мыс Горн

5:30 утра. До мыса Горн 11 миль.

Его уже видно на радаре, и при ясной погоде было бы видно и так. Солнце пытается пробить молочно-серую пелену. Надо сказать, у него получается, и на небе можно точно угадать место, где находится наша звезда. Где находится мыс Горн, угадывает пока лишь чартплоттер. С глубинами все странно. Навигатор говорит, что метров 80-150. А эхолот с завидной регулярностью выдает и 5,5 метров, и 18. То ли торчат подводные скалы, то ли стаи рыб шныряют туда-сюда, из Тихого в Атлантику и обратно по проливу Дрейка. А тем временем левым галсом нас несет точно в мыс. Не вырезаемся, переложили руль, теперь чуть забираем к югу. Солнышко упрямо щурится, может, и разгонит тучи, тогда мы воочию увидим знаменитую скалу, у которой в борьбе с бурями полегли сотни кораблей. Здесь плавали Кук и Лаперуз, Крузенштерн и Белинсгаузен, проходили герои любимых книг, безуспешно пробивался капитан Блай на легендарном Баунти.. . . А наш капитан уже наверху. Ему придется легче, чем тем, кто в старину ходил с востока на запад. Срочно ставлю чайник. Распечатали шоколадку. Такой момент нельзя просидеть внутри, чай пить будем снаружи. В 8-ми-балльный ветер и плюс 6 тепла. О, надо еще одежду юнге приготовить. После допишу. Поднимаю девчонок по авралу.

И вот уже из тумана вырастает ОН

За ним много берегов, покатых и угловатых. Тумана нет, только низкие серые тучи, затянувшие небо еще месяц назад. Прогнозный ветер 30-35 узлов честно свищет. На порывах до 45-ти. Зеленоватая вода пенится гребнями, но на палубу почти не захлестывает, попутная. Преобладающие ветра этих широт крепко дуют с запада на восток. Направление обусловлено вращением Земли. Именно поэтому тропические пассаты дуют на запад, а ревущие сороковые и неистовые 50-е ревут с запада на восток. Раньше подавляющее большинство кораблей проходили самое штормовое место планеты в западном направлении. Без заходов во всякие Ушуайи, за неимением таковых, без прогнозов погоды, тоже за неимением, шли сразу прямой наводкой в соседний океан, не всегда попадая в подходящий сезон. Итог печален гибли сотнями, либо рубились против ветра месяцами. А что такое идти с прямым парусным вооружением против даже 30-ти узлов ветра? вымотаться до смерти, ни капли не продвигаясь вперед. Изредка в погоде бывают и восточные окна, даже не окна, погодные форточки. Тогда западный ветер закручивается циклонами в обратную сторону. Его-то и ждут те яхты, что проходят Великий мыс со стороны Атлантики.

Месяца полтора назад, еще в субтропических широтах, я предлагала капитану спуститься к Горну через патагонские фьорды. Ну, чтобы без рисков, погоду выждать по шхерам и все такое, а потом прошмыгнуть в Атлантику. Кэп сказал, так неспортивно. Вообще-то и правда, неспортивно. Так что идем напрямки из открытого Тихого в Атлантику. По пути мы несколько раз умело переждали и обошли непогоду. И вот, утро 19 января, 35 узлов ветра, из тумана вырастает мыс Горн. Мы всей командой вышли в кокпит, одетые по последней приполярной моде, по трое штанов и толстовок под непромы. Юнга первая начала мерзнуть, но мысо-Горновский чай все же выпила. Сняли фото и видео, видео и фото. Ну вот ни черта не передает наша сверхтехника ни высоту волн, ни силу ветра. Но зато передает эмоции, которые зашкаливают. Дети вопят Земляааа!, я вторю во всю силу своих легких что-то про мыс Горн, и мы заканчиваем на чем-то вроде: Ребя-ааатааа!!! ААА!!! Мы сделали этоооо!

Фото мыса Горн во втором нашем его прохождении — 9 мая 2019. Погода лучше была

Не видно ничьего присутствия в море, вся тусовка из судов начинается в районе портов

Тут на АИС мы одни, ночью проходил кто-то в 15 милях, и все. Прямо за полмили до Горна в рации нам несказанно обрадовалась Армада де Чили. Юнга как раз грелась в рубке и сообщила, что кто-то вызывает Леди Мэри на 16 канале. Капитан исчез в люке. А мы с Настей крошим остекленевший от морозца шоколад, припиваем его чаем из термоса и жадно смотрим во все глаза на береговую линию. 51 день нон-стопа, без земель, людей, голосов в рации и точек на АИС. 62 дня в переходе от Бора-Бора. Трек этого перехода составил 6047 м. миль, по генеральному курс прошли 5200 м. миль, итого вышло 847 миль холостого хода. .. .. Это сумасшедшее чувство, когда ты скачешь по волнам вдоль пустынного берега, и осознаешь, что это не просто берег на 62-ой день перехода, а еще и ого-го какой берег! Больше 30-ти лет мыс Горн был мечтой из разряда несбыточных, сродни полету на Альфа-Центавру. .. .. В детстве мне казалось, что название Горн как-то связано с горами. А теперь, гладя на карту, я поняла, что в очертаниях острова при богатом воображении можно увидеть старинный горн, а точнее, охотничий рог. Во как, оказывается.

Проходим довольно близко, в двух милях от берега

Морская полиция тем временем неутомимо выясняет, кто на яхте, команда или пассажиры. Странное выбрано время, а что, если кэп один, и ему рулить надо? .. .. .. Да семья моя, -кэп говорит,- жена и две дочки. Офицер просиял через рацию и пожелал нам всяческих благ. Через полчаса он снова по нам соскучился, а еще через час опять позвонил со словами: Я вам, наверное, надоел. Хороший чувак, в общем. С этой секунды так и бдил нас до самого конца. А конец наступил уже к вечеру. Сейчас же только начало. Откуда вышли? С Таити, отвечает Андрей, потом пришлось уточнять, что не совсем с Таити. А Куда? Кэп рассказал про Пуэрто Вильямс, и про то, что нам после прохождения мыса Горн надо встать для починки руля в тени острова Леннокс. Ветроруль у нас действительно перед Горном крякнул-оторвался многострадальный тросик. Капитан счел, что на ветру в 18 м в секунду мочить зад за кормой он не совсем готов, учитывая обилие всяких скал, течений, и факта, что на дне под нами и так уже лежат около 800 кораблей. Стать 801-ым мы не планировали. Пришлось врубать электрический автопилот, а когда он беспомощно пищал, что не справляется, помогали штурвалом. Завтра будем починять тросик у нашего Железного Феликса, и надо ему рому налить в честь прохождения. Что бы мы без него делали? В кругосветку и в дали дальние без ветрового автопилота лучше не соваться, прямо без вариантов. Ну, если, конечно, нет задачи нести круглосуточную вахту у штурвала.

К самому торжественному моменту капитан и юнга вновь нарисовались на палубе. -Урррааа! -Возопили мы в четыре голоса и распили свои серебряные кубки с чаем, ибо вся нержавеющая посуда в честь ключевого момента была снова назначена серебряной. От скачек и качки кружки не с первого раза попали друг в друга, но мы справились. Чайник, что водрузили рядом с лебедкой гика-шкота, на волне опрокинулся, залив промытый волнами кокпит литром заварки. Вроде вода кругом, мой, не хочу, а Леди Мэри стала снова, как чушка. Да и ладно, она ж тоже чайку хочет, устала за дорогу. Юнга, едва допив, снова улезла в рубку мониторить 16 канал связи. Стая птиц приветливо размахалась крыльями прямо по курсу, значит тут косяк рыбы. Но мы не изменяем своему пост-сигуатерному правилу, и удочка остается в ножнах до лучших времен.

Итак 19 января 2019 года в 7:50 по судовому времени мы прошли мыс Горн!

Кажется, мы стали первой семьей с детьми из всего постсоветского пространства, кого сюда понесло под парусом. Это знаковое событие совпало с Крещением и полнолунием, как мы выяснили уже к ночи, впервые за полтора месяца разглядев настоящую луну. А яркими лучами солнце наградило нас всех еще в обед. Близ материка тучи вдруг разошлись и полностью до сей поры не сходились. Это вселяет надежду на то, что аккумуляторы, наконец, будут заряжаться, а яхту мы сможем проветрить, и даже, тьфу-тьфу-тьфу, слегка просушить. .. .. Мыс Горн, самая Южная точка любых неантарктических земель мира, остался позади. И лишь через час после этого мига, начав конкретно подмерзать, остатки экипажа спустились в домик. Еще долго я смотрела на проплывающие мимо берега, пыталась понять, куда же мы заплыли, и как так вышло,  а по щекам текли слезы. Похоже,  от счастья…

Продолжение следует!

Друзья, дорогие читатели, спасибо, что вы с нами! Ваша поддержка в письмах и комментариях дорогого стоит. Особо благодарим вас за подпитку экспедиционного энтузиазма через PayPal.me/TravelyFamily. Спасибо Юрию Л. из Волгограда, Леониду У. из Одессы, Анне М. из Петропавловска-Камчатского, Никите Х. из Москвы, Владимиру Т. из Новосибирска! Обнимаем вас всех из точки 55.18 S 66.50 W