К истории этого кораблекрушения мы прикоснулись аккурат в день рождения Ильича. Тогда Леди Мэри перешла со сказочного места стоянки на буе среди пеликанов и криков кукабар в бухту напротив порта Албани. За мысом торчала ржавая мачта и печальный остов какого-то судна. Тогда еще мы не знали о его героическом прошлом.
По пути к бухте мы наплевали на дождь и сделали крюк вдоль живописных развалин Princess Royal Harbour, напротив которого и нашел последний приют китобой Cheynes II, и сегодня лежащий на месте своего кораблекрушения. Корабль загуглился не сразу. Его романтично-печальный вид побудил нас заехать сюда еще раз уже в солнечную погоду в компании друзей – Сережи, Юли и Милы Галушиных. О наших с друзьями походах вокруг Албани мы писали вот здесь >>
Ну, а история корабля очень тронула. Вот она
Ранние дни
До своей бесславной кончины китобойное судно Cheynes II было почти Индианой Джонсом среди кораблей.
Пароход построили в скандинавии, Мидлсбро, в 1947 году для охоты на китов из Норвегии. Сначала он назывался Thorbryn. В 1960-х годах корабль пересек полмира и добрался до самого юга Австралии — городка Албани. В 1963 году судно купила китобойная компания Cheynes Beach, переименовав его в свою честь Cheynes II.
С 1963 по 1978 год Cheynes II гарпунил кашалотов вдоль континентального шельфа у южного побережья Западной Австралии. Добычу буксировали на китобойную станцию в проливе Кинг-Джордж. Со своей последней охоты на китов Чейнс II вернулся 21 ноября 1978 года. Именно в тот день закрыли последнюю китобойную станцию Австралии.
От китобоя до кораблекрушения
Не придумав, что делать с китобоем, которому нельзя бить китов, Cheynes II отправили в морской музей Хобарта (Тасмания). Это время было самым простым, аккуратным и скучным в судьбе корабля.
Но после 4-х лет в качестве экспоната корабль вновь вернулся на большую воду. Cheynes II зафрахтовала частная научная экспедиция на остров Херд. Остров Херд и острова Макдональд лежат в Индийском океане аж на 53-ем градусе южной широты. Шторма и дубак – это все, что нужно знать о тамошних погодах. Попав в циклон, судно потратило больше топлива, чем рассчитывали. К тому же с экспедицией на острове Херд что-то не заладилось, и Cheynes II был вынужден вернуться в Австралию «на честном слове и на одном крыле».
Команда захватила с Херда стальные прутья, из которых сделали аварийную мачту. Так что наш Cheynes II вернулся в Австралию как бригантина – под парусом. В 600 милях от берега Чейнса всзял на буксир траулер, который и дотащил его до Албани.
Героическая история
«Моя голова вырывается на поверхность ... мгновение ... сокрушительные волны толкают меня обратно. Когда я пытаюсь подняться вверх, , чтобы сделать спасительный вдох, боль сжимает ногу с каждым неистовым толчком к поверхности. Моя лодыжка сломана… от удара о твердую скалу, как раз перед тем, как меня затянуло вниз.
Время идет ... холод проникает в кости ... мое уставшее тело трудно удерживать на плаву. Вдали слышен самолет. Небо темнеет, время уходит… Сквозь оглушительные звуки океана кричат голоса, и в поле зрения появляется неповоротливая фигура охотника за китами. С приглушенным плеском человек прыгает за борт, в холодную воду - он мой спасательный круг».
В марте 1978 года экипаж китобойного судна Cheynes II вытащил туриста из суровых морей у смертоносного побережья Олбани, рискуя собственной жизнью, откликнулся на призыв о помощи.
Интересный факт
Оправившись после своего спасения, турист Стивен Мэтьюз недолго работал над охотой на китов Cheynes II вместе с командой, которая спасла ему жизнь.
оригинал истории: maritimemuseumsaustralia.com/profiles/blogs/lifeline?overrideMobileRedirect=1
Момент кораблекрушения
После этого приключения бывший китобой едва не обрел третью жизнь и приготовился стать плавучим рестораном. Однако предприниматель-ресторатор некстати обанкротился, и проект прекратился до завершения ремонта. Администрация порта Олбани отбуксировала судно к причалу в стороне от фарватера. Это было не самое козырное место в гавани, и в 1992 году мощный шторм оставил от причала рожки да ножки. Многострадальный Cheynes II отнесло на восточную сторону гавани, где он сел на мель. Бывший китобой, научный исследователь и ресторан-неуданик и поныне ржавеет на этой мели, выглядя столь же плачевно, сколь и романтично.
В связи с ухудшающимся состоянием корабля, по его периметру развесили плакаты «не влезай, убьет». Мы и не влезали, только обошли вокруг места кораблекрушения раз в плохую погоду и еще два — в ясный день с друзьями.
Вот еще несколько фото. А о наших собственных приключениях по спасению яхты от кораблекрушения в Карибском море мы писали вот здесь: Унесенная ветром. Как мы спасали яхту
Продолжение — следует.
Комментарии: